При строительстве сооружений из заливного материала осуществляется подача бетона автобетононасосом. Специализированная техника применяется на всех этапах работы с раствором — от изготовления на предприятии до наполнения опалубки. Кому приходилось иметь дело со средством для создания монолитных конструкций, знают, что вручную работы выполнить очень сложно.
![]()
![]()
Виды подачи
При транспортировке бетонного раствора на расстояние или на высоту необходимо сохранить технические характеристики материала. На практике для подачи смеси пользуются 2 — мя способами перемещения:
- Беспрерывная технология. Поднять бетон к непосредственному месту укладки можно, используя шланг, трубопровод или машину конвейерного типа. Способ применяется в случае, если материал готовится на месте монтажных работ или когда сооружаются масштабные объекты.
- Циклическая транспортировка. Сложный способ, состоит из 2-х этапов. Первоначально груз доставляет специальная машина — миксер, самосвал, бетоновоз, емкости на плавсредствах или железнодорожные цистерны. Дальнейшая передача выполняется по шлангам насосом непосредственно прямо для заливки в опалубку.
При строительстве сооружений используется комбинированный метод доставки бетона от изготовителя к месту укладки.
Способы доставки
Насос для бетона


Для перекачки раствора по шлангам можно привлечь специальное устройство — бетононасос. Спецтехника может подавать бетон до труднодоступных мест на стройке как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. Способ не всегда можно применить. Материал сохраняет свое качество при плюсовых температурах окружающей среды. При минусах вода, которая входит в состав смеси, просто замерзнет. Поэтому агрегат используют при температуре воздуха свыше 15 °C.
Такие машины бывают двух видов:
- Стационарная станция. Устанавливается на строительной площадке. Оборудование громоздкое, имеет малую мощность и производительность, арендная плата за ее использование высокая. В современном строительстве время редко встречается при сооружении объектов.
- Агрегат на базе автомобиля («Пумик»). Это современное средство доставки бетона к месту заливки, которое имеет комбинированное устройство — миксер+насос. Обладает такими характеристиками:
- Повышенная маневренность. Насос можно применять в городской черте, при соседстве с постройками и линиями электропередачи.
- Высокая скорость перекачивания раствора.
- Способность подавать смесь на большие дистанции. Радиус охвата — 24 м, высота подачи — 28 м.
- Большой объем емкости. Есть модели, что имеют танки вместимостью 6000—10000 л.
Шланг для передачи раствора

Бетоноводные коммуникации часто используются при заливке бетона. Этот способ позволяет заполнить раствором места, к которым трудно доставить смесь другим способом. Кроме того, материал перемещается по вертикали на большие высоты, а по горизонтали — на любую дистанцию. Если в наличии на стройке имеется бетоносмексительный агрегат, то работы можно осуществлять беспрерывно. Процесс выполняется при наличии единственной линии трубопровода — это позволяет сэкономить финансы и рабочее время при сооружении передающей коммуникации.
Конвейерная машина
Применяется при сооружении объектов в промышленности или в жилищно-коммунальном хозяйстве, где необходимо провести монтаж небольшой точечной конструкции. Ленточные агрегаты оснащаются конвейерами с ребристой или гладкой поверхностью. Этот элемент имеет длину от 600 до 1500 см, а ширина ленты составляет 400—500 мм. Высота подачи бетона регулируется в пределах 150—400 см. Главное преимущество устройства — процесс подачи раствора может осуществляться непрерывно и равномерно с установленной толщиной подаваемого слоя. Потери материала при этом способе транспортировки сводятся к минимуму — конвейер самоочищается, остатки раствора попадают в емкость для хранения.
При работе с большими площадями для передачи бетона, ленточное устройство перемещают вручную.
Автотранспортная доставка


Для подвоза бетона используются:
- Самосвалы общего назначения. Специалисты не рекомендуют применять такую технику — при транспортировке потери объема груза составляют 1—2%. При этом бетон подвергается воздействию окружающей среды — холод, жара, ветер. От воздействия этих факторов изменяется внутренняя структура материала, он теряет качество. Возможно применение для перевозок на сверхмалые расстояния.
- Бетоновозы. Специальный грузовой автомобиль, кузов которого оборудован защитой для обеспечения раствору нормальных условий транспортировки. В этом транспорте исключено разделения смеси на слои, ее выветривание и охлаждение.
- Бетоносмесители. Идеальный вариант для перевозки строительного материала. Основные компоненты закладываются в емкость в сухом виде, для технологической жидкости предусмотрен танк. Смешивание начинается непосредственно перед прибытием к пункту разгрузки. Стоимость услуг арендованого транспорта высокая, целесообразность применения — для доставки на дистанции до 70 км.
Строительный кран
Применяется этот вид доставки смеси с помощью специальных емкостей. Перемещается груз в вертикальной и горизонтальных плоскостях краном. Доставка к месту укладки раствора осуществляется дозировано с дальнейшим перераспределением. Емкости для бетона бывают 2-х видов:


- Бадья для подачи неповоротного типа. Движется в горизонтальном направлении.
- Поворотная емкость с вибраторной установкой. Перемещает ее кран по вертикали на разные уровни сооружения, где выполняется выгрузка.
Другие способы
Для доставки и распределения бетона по объекту строительства используются следующие методы:
- ручной способ;
- горизонтальные спецподъемники;
- строительные тележки;
- мотороллерные блоки;
- тачки-рикши.
Что учитывать при выборе метода?
Средство доставки бетонного раствора к месту строительства должно обеспечить сохранение качественных характеристик материала, недопускать его расслоения и ухода «молочка» из цемента. Время прибытия груза должно учитывать момент схватывания смеси в емкости. Транспортировка должна учитывать негативное влияние окружающей среды на смесь и защищать ее от воздействия УФ-излучения, высоких и низких температур, воздушных потоков.